Концентрация — это психический процесс, которым располагает каждый человек. Ему можно учиться, как и многим другим навыкам: способность к концентрации следует постоянно поддерживать в форме.
Существует множество причин, из-за которых мы не можем сконцентрироваться. Это то же самое, как изучать иностранные языки, учиться печатать или водить автомобиль. Речь идет о приобретении определенных умений и навыков.
Тот, кто изучает иностранный язык, поначалу мысленно переводит каждое слово, а затем это происходит автоматически. Иностранные слова и предложения «возникают» сами собой, не требуя приложения усилий. Точно так же вы можете овладеть способностью концентрироваться в будущем, не отвлекаясь, даже в самых сложных ситуациях.
Когда мы концентрируемся, мы усиливаем свое внимание к процессам, информации, людям и их поступкам: мы начинаем воспринимать интенсивнее окружающую действительность. Наше восприятие — это своего рода объектив, способный снимать крупным планом. При этом наши органы чувств могут действовать самостоятельно, не завися друг от друга: мы видим, слышим, осязаем, чувствуем вкус.
Как правило, наши органы чувств функционируют ниже порога сознания. Иногда мы замечаем, что обработка и накопление воспринимаемой нами информации может прерываться. Например, прочитав несколько страниц книги, мы вдруг замечаем, что из содержания ничего не поняли. На концерте музыка звучит мимо наших ушей, так как мы думаем о совещании, которая состоится на следующий день. Нас отвлекают наши же мысли, и в этот момент восприятие никак на нас не влияет. Но если мы будем сосредоточиваться на каком-то одном чувстве, необходимом нам в данный момент, то нам удастся лучше концентрироваться и воспринимать поступающую информацию.
Следующие упражнения помогут вам начать улучшать способности ваших органов чувств. Распределите упражнения на несколько дней (на каждый из органов чувств выделяйте только одно упражнение в день) и повторяйте далее этот комплекс регулярно.
▫ Тренировка чувств: зрение
Здесь речь идет о том, чтобы научиться наблюдать и отсеивать нужную для себя информацию.
Упражнение 1. Сядьте у окна и посмотрите на небо, покрытое облаками. Сконцентрируйте свое внимание именно на облаках. Изучите их форму, цвет, направление их движения. Не думайте больше ни о чем, кроме как об облаках. Если вы заметите, что начинаете отвлекаться, то постарайтесь вернуть свое внимание и мысли снова к облакам. Прекратите упражнение, как только заметите, что вы уже больше не в состоянии долго удерживать свое внимание на облачном небе.
Упражнение 2. Посмотрите из окна. Выберите какой-нибудь объект (например, соседний дом) и внимательно рассмотрите его, не упуская никаких деталей. Затем сядьте, закройте глаза, расслабьтесь и представьте себе этот дом. Постарайтесь держать у себя в мозгу картинку этого дома как можно дольше. Когда ваше внимание начнет ослабевать, откройте глаза и сравните дом, созданный в вашем воображении, с оригиналом за окном.
Упражнение 3. Сядьте за свой рабочий стол и изучите его взглядом до мелочей: компьютер, телефон, стопка бумаг, фотографии. Затем закройте глаза, расслабьтесь и представьте себе свое рабочее место, как можно подробнее: каждый предмет, их цвета, формы предметов; материалы, из которых они сделаны. Когда вы полностью восстановите свой рабочий стол в мыслях, откройте глаза и сравните этот образ с оригиналом.
Упражнение 4. Возьмите фотоальбом или просто подборку картинок, все равно каких. Расположитесь удобно в кресле или на диване. Откройте какую-нибудь из страниц (например, страницу с самыми любимыми фотографиями). Посмотрите мельком на одну из фотографий. Закройте глаза. Воссоздайте у себя в голове эту картину полностью. Затем снова откройте глаза, взгляните на фото, и закройте глаза снова. Повторяйте эти действия (открывайте и закрывайте глаза).
▫ Слух
Следующие упражнения помогут вам научиться отсеивать из потока звуков только нужные вам.
Упражнение 5. Распахните окно и прислушайтесь внимательно к звукам города. Попытайтесь выделить из общего потока звуков отдельные (шум проезжающих машин, голоса прохожих, шум со строительной площадки, щебетание птиц, шелест листвы и тому подобное), концентрируйтесь поочередно на каждом звуке. Попытайтесь задерживать свое внимание на каждом звуке как можно дольше.
Упражнение 6. Поставьте диск с классической музыкой. Но на сей раз наслаждайтесь не красотой симфонии, а уделите внимание отдельным музыкальным инструментам. Например, выделите только духовые инструменты, а затем смычковые и так далее.
Упражнение 7. Включите телевизор, переключите его на новостной канал. Выйдите в соседнюю комнату и слушайте голос диктора. С каждым этапом убавляйте звук в телевизоре, чтобы труднее было слышать голос.
Упражнение 8. Прислушайтесь к какому-нибудь однообразному, однотонному звуку (например, к мерному тиканью часов). Сконцентрируйтесь на этом повторяющемся звуке, удерживайте на нем свое внимание как можно дольше.
▫ Органы осязания
Свою способность осязать вы можете натренировать только с завязанными глазами. Поэтому у вас под рукой должен быть темный непрозрачный платок.
Упражнение 9. Откройте платяной шкаф, закройте (завяжите повязкой) глаза. По очереди берите в руки разные вещи, пощупайте материал. Из какого материала они? Колючие или мягкие, плотные или тонкие?
Упражнение 10. Сядьте за свой рабочий стол и закройте глаза. Берите по порядку различные предметы, которые находятся на столе, ощупывая их. Установите, что это за предметы и из чего они сделаны. Какую они имеют форму и вес? Что вы чувствуете, когда трогаете эти предметы? Выполняя это упражнение, держите свои глаза закрытыми.
Упражнение 11. Пройдите с закрытыми (завязанными) глазами в свою комнату. Установите для себя цель — например, взять с полки определенную книгу.
▫ Обоняние
Как и в случае со слухом, речь здесь идет о способности выделять отдельные запахи.
Упражнение 12. Поставьте перед собой чашу с разными фруктами. Закройте глаза и склонитесь над чашей. Попытайтесь определить каждый из видов фруктов по запаху. Это — апельсин, а это — груша.
Упражнение 13. Пройдитесь по квартире, принюхиваясь к царящим в ней запахам. Чем пахнет в коридоре, чем — в кабинете, чем — в ванной, а чем на кухне? Где пахнет едой, а где — чистящими средствами?
Упражнение 14. Возьмите сок или другим ароматным напитком. Подержите нос над бокалом, вдохните аромат и опишите словами — какое это тан (напиток): терпкое или сладкое, приторное или крепкое.
▫ Органы вкуса
Существует больше вкусовых качеств, нежели просто сладкий вкус, кислый, горький. Попробуйте научиться их различать.
Упражнение 15. Каков на вкус собственно шоколад? Он просто сладкий или есть еще какие-то вкусовые качества, которые сложно определить? Попробуйте, например, шоколад, фрукты или напитки. Каковы они на вкус, и как можно их описать?
Упражнение 16. Можете вы определить по вкусу сорт сока, любимого напитка или различать по вкусу яблоко ? Испытайте «память», заложенную в вашем языке. Попробуйте три сорта однотипного напитка (например, сок). Через какое-то время «вслепую» возьмите напиток, который был среди тех трех, которые вы пили раньше, и попробуйте угадать его сорт.
Предложенные выше начальные советы и упражнения следует многократно повторять — только их регулярное повторение поможет изменить ваше поведение и воспитать необходимые навыки.
Автор:
Педагог-психолог
Бекболот Суеркулович
Тревога имеет много общих закономерностей. Существуют исследования, которые свидетельствуют о том, что люди, склонные к депрессии, чаще описывают свой опыт в абстрактных терминах («Я дурак по жизни» или «Мне нужен успех»), в то время как люди, менее подверженные депрессии, используют конкретные определения («Я хочу хорошо сдать экзамен» или «Я плохо подготовился и потому не сдал тест»).
Когда мы смотрим на свою жизнь, используя обобщённые понятия, мы можем начать делать поспешные выводы о будущем, при этом велика вероятность, что они будут отрицательными и самокритичными.
Популярная сейчас практика осознанности, берущая своё начало из буддизма, позволяет человеку научиться концентрироваться на непосредственном опыте вместо того, чтобы убегать мыслями в будущее, абстрактные мечты, оценочные суждения и т.п.
Существует несколько аспектов осознанности, на которых мы можем сосредоточить своё внимание.
▫ Дистанцирование. Наши тревоги — это мысли, которые мы считаем реальностью. Пытаясь взять их под контроль, мы непрерывно сканирует разум в поисках неприятных утверждений и ощущений. Вместо этого можно научиться «отходить в сторону», смотреть на мысли издалека и отпускать их. Мысль — всего лишь мысль, и она совершенно необязательно отражает реальность.
▫ Описание того, что передо мной. Чаще всего наша тревога не связана с тем, что находится непосредственно перед нами. Я готовлю ужин, но думаю о работе. Я могу попробовать переключиться на «здесь-и-сейчас» и описать то, что окружает меня и чем занимаюсь в этот момент.
▫ Прекращение оценочных суждений. Мы можем проанализировать все свои тревоги и понять, что все они связаны с суждениями «хорошо» и «плохо», «важно» и «неважно». При этом эти суждения являются не действительностью, а только нашим представлением о ней.
▫ Исключение себя из ситуации. Логично, что в центре наших тревожащих мыслей находимся мы сами: «Я должен заботиться о маме», «Я потерял деньги на бирже», «Я страшный и никогда не найду себе пару». Попробуйте представить, что миллионы людей сталкиваются с подобными проблемами в какие-то моменты своей жизни. Если сегодня мы сосредоточены вокруг каких-то волнений, нам кажется, что это что-то говорит о нас, а, возможно, это даже некий приговор («У меня всегда будет так»). Но мы не можем знать будущего. А жизнь слишком многогранна и состоит из множества вещей, на которые всегда можно переключить внимание.
Научаясь таким образом взаимодействовать с реальностью, мы становимся способными принимать её и, соответственно, делать что-то с тем, что нас тревожит.
Автор:
Педагог-психолог
Бекболот Суеркулович